?

Log in

No account? Create an account

Февраль 2016

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Метки

Разработано LiveJournal.com

"Дворянское гнездо" МХТ

Полоса Тургенева...
Слава Богу, Брусникина не играет с людьми и предметами в непонятные игры, не высасывает подтексты и ассоциации из пальца. Она опирается на... цвет, на наше подсознательное восприятие эмоциональной окраски цвета.
Мир ясен и четок. Белоснежная легкость колонн, белоснежность балюстрад, белоснежность мебели... Белоснежное "дворянское гнездо" - мир мечты, в котором может быть все... даже счастье. В белом ходят дети - "ангелы господни". "Весь в белом", как мечтал герой другой пьесы, появится Федор Лаврецкий (Дюжев). Мужчина мечты. Мужчина, в котором соединились все краски этого мира. Все его эмоциональные составляющие. Вся его любовь, боль, разочарование, горечь... Вся его мучительная ревность и запретная любовь...
В белое принарядится Лиза(Яна Гладких), когда... Да, конечно же, когда полюбит.
Белые среди белого дворянского гнезда и коричневых обитателей.
Потому что вторым - царящим цветом спектакля - выбран коричневый.
Цвет говорит за персонажей. Они пребывают в покое. Коричневый засосал их в повседневность, в уют, в мирное существование, в беспроблемность, бесконфликтность. День за днем, день за днем...
В коричневом ходят все. Да, он может варьировать. От светло-песочного до почти шоколадного.
Коричневый цвет сожрет и Федора Лаврецкого. Начнется с галстука, жилета... Коричневый - привычная бессмыслица дней, рутина, отсутствие любви, тепла. Отсутствие надежды на возможность освобождения.
И вот уже он весь - коричневое пятно. Банальность поглотила белоснежность - слияние всех цветов спектра. В финале Федор - живой мертвец, рассказывающий о монашке Лизе. О девушке из коричневого покоя, приблизившейся к белоснежной мечте и ушедшей в черноту.
Кстати, Михалевич (Чекмазов), заглянувший к Лаврецкому на огонек, прежде чем уйти с головой в восхитительно-бессмысленный, исполненный юного задора и сумасшедшей жадной любви к жизни трёп, сбросит с себя коричневый плащ...
Последний цвет - зеленый. Цвет сильных, самоуверенных людей, жаждущих нравиться, покорять, самоутверждаться. Цвет Варвары (Лаврова-Глинка), буквально раздавливающей Лизу во время своего бенефисного "разрешите-представиться". О, что за бесподобные интонации! Она наступает (во всех смыслах слова) на Лизу. Она перекрещивает Марью Дмитриевну(Егорова), наделяет её своей разрушительной энергией, превращает в "каток" для "укатывания" Федора, всего лишь подарив ей зеленую шаль. Зеленый - цвет Паншина (Левкин). Самоуверенного, самолюбивого, самовлюбленного.
Коричневый-белый-зеленый. Три цвета, раскрывающих психологию персонажей.
Необыкновенно хороша Лиза Калитина. Гладких напомнила мне моих любимых актрис, отличающихся удивительной естественностью, правдивостью существования на сцене. И Полину Агурееву, и Яну Сексте, и Евгению Крегжде...
Лаврецкий (Дюжев) - от исстрадавшегося, будто пеплом припорошенного взгляда, до влюбленного, ревнующего, страдающего, самого себя стыдящегося, от самого себя скрывающего свою отчаянную любовь. От возрожденного, сияющего, "парящего" до убитого, уничтоженного, изнемогающего от непереносимой внутренней боли.
И два отчаянных рывка - его к ней, её к нему. Как перед смертью. Была-не-была... И не объятия - врастания друг в друга. Корнями прорастают. Венами. И отрываются друг от друга с кровью, с мясом, с кусками души и сердца.
Дуэт.
Дивный Лемм (Назаров). Такой трогательный. Такой забавный. Такой одинокий. Такой любящий. Большой музыкант, большое целомудренное сердце. Человек с большими надеждами, оставшимися в прошлом. В настоящем - коричневое существование и крошечные "чудачества".
Марфа Тимофеевна (Гуляева)- сказала бы, что она выработалась в одну из "великих старух". Кстати, персонаж переходный. В ней осталось много "белого". Жизнь её не удалась, по общепринятым меркам, надежды обманули, но сломать не смогли.
В спектакле второе действие намного сильней первого. В первом "долго запрягают", неспешно "интригуют", заставляя вглядываться и ловить мелкую игру.
Во втором (начиная с конца первого) начинаются чувства. Энергетика.
В финале глаза на мокром месте и на улыбки не пробивает.
Светлая печаль.
Метки:

Comments

не в тему, но задолбало

Уже четыре раза звонили из какого-то театрального агенства, страсть как агитировали пойти на спектакль Город.ОК. Кто-то дал мой номер. Я все понимаю. Билеты дорогие, продать хотца. Но когда так навязчиво втюхивают, да еще и не удосуживаются галочки ставить напротив окученных номеров, трезвонят с перерывом в пять минут, хочется удавить, а не мчаться покупать билеты по 5 тыщщщ.
Еще раз осчастливят... пошлю далеко.
Особенно, когда девочки начинают с энтузиазмом двоеШниц, познавших истину, или провинциалок, покоряющих большой мир, пытаться рассказать, где в Москве находится театр Моссовета. Твою... дивизию...
о да, я тоже про цвет написала.
Но Дюжев меня никак не вдохновил. Может только в одной сцене - там, где Лаврецкий слушает приторную наигранную истерику Варвары.
Я читала, но вчера специально не полезла, чтобы не подхватывать чужие впечатления, рассказать только о своем.
Дюжев был очень хорош в сценах "последнее прощание", а прощаний последних было два.:) И так бывает.:) Такая сносящая вспышка.
Сейчас выложу ссылку на ваш пост.

Дворянское гнездо от hortica часть 1

"Дворянское гнездо"
Красивый спектакль Марины Брусникиной. Классическая история рассказанная без режиссерских изысков и громоздских придумок.
Всю правую половину сцены занимает высокий белоснежный балкон-терраса, стоящий на таких же белых колоннах. В левой части сцены - рояль. Под балконом между колоннами - маленький столик, окруженный стульями. Действие спектакля повторяет сюжет романа. Актеры произносят свои реплики, перемежая их вставками, прочитанными о своих персонажах от третьего лица.
Спетакль о любви. Яна Гладких, похожая на Полину Агурееву, - Лиза - хрупкая, нежная. Никоим образом не вписывающаяся в мир, который ее окружает. Тетушка, которая знает цену реальному миру, но так же знает людей. Мать, для которой мир удовольствий, денег и учтивости, деланой или нет - неважно - составляют смысл ее существования. Владимир Паншин в исполнении Павла Левкина - обаятельный ветренный подвижный молодой человек, поначалу страстно влюбленный в Лизу. Он поет ей романсы, а она не знает куда деться от него, но так, чтобы не обидеть. Ее любимый жест - руки на широкой юбке и ладони сжимают и теребят материю.

Дворянское гнездо от hortica часть 2

Лаврецкий - Дмитрий Дюжев. Собственно главный герой романа, причина перемен, которые случились в доме Калитиных всего за несколько недель. Дюжев красавец, но выражение легкого презрения, которое не сходит с его лица, очень мешает воспринимать его игру в романтических, нежных сценах. Когда он обнимает Лизу и говорит ей нежные слова - она дрожит, ей страшно, и одновременно она счастлива. Она несет в себе и лучится чувством, а он только отражает. Зато он в полной силе сцене, когда первый раз жену Варвару (Ксения Лаврова-Глинка), которая вернулась из-за границы. Этот приезд означает для него катастрофу. За день до этого Федор Иванович прочитал в газетах, что она умерла, и потому посчитал себя свободным. И вот когда она на коленях вымаливает его прощение, а заодно и деньги, и дом, и возможность выезжать - он не в силах противиться, но все же понимает насколько она отвратительна, насколько ее страдания фальшивы, что она вызывает в нем омерзение. Чем дольше она рыдает, тем глубже он погружается в себя, понимая, что его надежда на счастье рушится, обломки летят. Чем глуше его голос и тусклее взгляд, тем смелее и наглее ведет себя его жена. Наконец он остается на сцене один, он стоит очень прямо, но похож на дерево, в которое попала молния, оно обгорело, обуглилось, и его уже залил дождь.
Персонажи делятся на группки по цвету костюмов. Дюжев - Лаврецкий в белом, Лиза, ее мать, тетушка - в коричневом. Только на короткое время, на разговор и свидание с Лаврецким, Лиза тоже оденет белое платье. Двое - Варвара Лаврецкая и молодой Паншин - в зеленом. Варвара с милой издевкой приметила фрак молодого человека. Двигаясь по зале дома Калитиных так, словно она - королева бала, она остановилась на секунду около Владимира, дотронулась до отворота рукава и проронила: "милый цвет"! Смешно и нелепо смотрится польщенная вниманием Варвары мать Лизы. Она получила от Варвары широкий зеленый шарф и приладила его к платью не замечая, насколько безвкусно смотрится изумрудно-зеленое на коричневом.
Еще этот спектакль о женской силе расчета против мужской силы чувств. Главные антагонисты - это обаятельная красавица-стерва Лаврецкая, которая закручивает вокруг себя всех, кто ей нужен. Сценическое время здесь равно реальному. Несколько минут - и все у ее ног. Лизу она не желает замечать. Она прекрасно понимает кто она для ее мужа. Ее отношение к Лизе - в ее интонации, которой она произнесла, знакомясь: "Лаврецкая!" Что-то вроде: "это мое, и будет мое, а ты дорогая здесь совершенно никто!" В противоположность ей - бедный немец-учитель и композитор-любитель Лемм, большой и трогательный. Тихие звуки фортепиано то и дело звучат в спектакле. Но один раз, завершая первое действие, звуки заливают сцену и зал. Когда Лиза убегает домой после поцелуя с Лаврецким под белым балконом, Лаврецкий рыдает от счастья, а наверху, на балконе, появляется Лемм. Он распахивает руки и впервые громко, мощно, глубоко, перекрывая грохот водопада звуков кричит: "это сделал я, это сделала моя музыка!" Чувственных экстаз.
Лиза и ее тетушка не принадлежат миру Варвары. Тетушка мудра и опытна, она может устоять. А Лиза - не может. Ее любовь не вписывается в окружение, общество выдавливает ее. Любая система желает прийти в равновесие. Вот и приходит. Варвара остается царить, Лиза уходит в монастырь.
http://hortica.livejournal.com/386208.html#cutid1

Re: Дворянское гнездо от hortica часть 2

:) спасибо! но я просто сказала :)
мне приятно.

Да, поняла, прочитала. :)

Re: Дворянское гнездо от hortica часть 2

А я, когда прочитала ваш отзыв, ждала 19-го с особым нетерпением.:) Так получилось, что я только купила билеты, вы отписались.:)
И Ване, который опасливо интересовался, уж не получим ли мы еще одного Тургенева а'ля Огарев, отвечала, что Аня...:)

дворянское гнездо от lev-semerkin