lanolina_goro (lanolina_goro) wrote,
lanolina_goro
lanolina_goro

Я - или Бог - или никто (по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Не буду врать, что спектакль, который ждали долго и "предвкушательно", убил. Нет. Пережить можно. От разочарований, слава Богу, не умирают. Но качество актеров фатально не совпадает с качеством режиссерской работы.
Забавно то, что этот одноактный спектакль так и просится в пару к одноактному спектаклю "Записки сумасшедшего", только что вышедшему в Маяковке.
Записки - дипломная работа режиссера - эскиз, зарисовка на заданную тему, в которой "как сделано" важней того, "что хотел сказать".
В спектакле Я - или Бог... режиссер вроде бы и пытается высказаться оригинально, но им начинает управлять... например, музыка. Которую резать не хочется, значит приходится насыщать действием, а она, черт ее побери, гениальная, но не короткая, фантазии не хватает.
И тяяянут - потяяянут, убивая заинтересованность...
Если уж повязали Моцарта кардиганом, напяленным задом-наперед, будто смирительной рубахой, если уж начали давать ему "выкурить" последнюю сигаретку (просто какое-то последнее желание перед казнью), то "додают" до самого до конца. Спи, зритель.
Если уж начали "переливать" из тазика в тазик (мигом приходит в голову "переливать из пустого в порожнее"), не остановимся...
итдит
Пустое, не наполненное сценическое время. Повтори два раза - прозвучит. Не почувствовав, где проходит граница целесообразности, получаешь обратный эффект.
Что в спектакле (ИМХО) действительно хорошо, кроме актеров, так это музыка (Еще бы! Фаустас Латенас). (Кстати, восхитительно стильная программка, но с абсолютно наплевательским отношением к зрителю, потому, что в 90% не читаемая. Ну, не читается, хоть умри, голубой на голубом, розовый на бардовом, серый на черном. Про размер шрифта я скромно умалчиваю. Зато красиво и стильно - страсть! Хоть на стенку вешай. А для информации - интернет. Не маленькие.)
Что сказать про персонажей...
Вспомнилось: "Вот и встретились два одиночества подсознания, развели у дороги костер, а костру разгораться не хочется, вот и весь разговор".
Безумное подсознание Моцарта (Девотченко) какой-то дикий уродливый зверек. "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу". Шатается по конструкции - "памятник Сибелиусу", но в черном цвете и с трубами - ручками, торчащими в разные стороны. Насвистывает, выдувает звуки, "собирает" в тазики "солнечный и лунный свет". Пугая сумасшедшими повадками, начитывает "Не дай мне Бог сойти с ума".
Сумрачное - уязвленное подсознание трагически нормального Сальери (Семак). (В финале он тоже попробует забояться, слизав у Моцарта, "сойти с ума". Не прокатит. Такие с ума не сходят.) Под навязчивый страшноватый звук "монотонной работы какого-то простого ручного механизма". Утробно чавкающий. И хотел бы Сальери быть гением и творить как дышать - не получится. Он - кандальник. Трудяга. И так натужно, так тяжко он трудится... (Все, что от звука в спектакле - дивно.)
Ходы предсказуемы.
Вот поставили на тазик крестовину, значит сверху должны поставить что? Новогоднюю ёлку Пирамидку.
Раз на сцене полно тазиков-лоханей, а персонажи ушли в природу - слились с ней - травить Моцарта будем из них. Зверушка пьет воду из тазика - логично.
Если на "памятнике Сибелиусу" есть ручки - будем раскручивать, бегать по кругу и кататься. Долго.
А дружбы, все, что обычно закладывается в пару Моцарт - Сальери, искать нет смысла.
Подсознания вне зоны человеческих взаимоотношений.
Не люди - нелюди.
Подсознания.
Цитирующие куски из Бомарше (раз есть "откупори шампанского бутылку", то почему бы и не процитировать лакомый кусочек из монолога Фигаро, заодно и время потянется).
Идти к Карбаускису, проситься второй одноактовкой к Запискам (убрав куски "ни о чем", даже если придется резать музыкальный материал). И всем будет счастье. Вероятно.
(Господи, но почему же актеры стоят так высоко над спектаклем, где же режиссеры, у которых получится их еще поднять, чтобы им найти в себе новые неведомые силы, а не самим на цыпочках корячиться, но все не дотягиваться до своих исполнителей).




Tags: театр, центр Мейерхольда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments